Право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления закреплено в ст. 33 Конституции Российской Федерации. В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении возложенных на него функций прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон. Порядок рассмотрения обращений граждан, юридических и должностных лиц в органах прокуратуры определен Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45. Обращения могут быть получены в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, информационным системам общего пользования.
Требования к обращению
Специальных требований к оформлению обращения в органы прокуратуры не имеется. Однако, в обращении в обязательном порядке указывается фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме. Обращения могут быть индивидуальными, то есть поданными самим гражданином, объединением граждан или юридическим лицом, которые считают свои права либо права других лиц нарушенными, и коллективными. Осуществление заявителем права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
Обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, либо не представляется возможным понять существо вопроса, в течение 7 дней со дня регистрации возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а при необходимости с разъяснением, куда им для этого следует обратиться. По обращениям, поступившим в форме электронного документа, на адрес электронной почты заявителя в течение 7 дней со дня регистрации направляется уведомление о невозможности разрешения обращения с предложением восполнить недостающие данные.
В прокуратуре не рассматриваются обращения, содержание которых свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в компетенцию органов прокуратуры, не дается ответ на обращение в случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению. Обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи, может быть оставлено без ответа по существу. Без разрешения может быть оставлено обращение, лишенное по содержанию логики и смысла, если имеется решение суда о признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психического расстройства, также не рассматриваются анонимные обращения.
Сроки рассмотрения обращений
В органах прокуратуры обращения разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации, а не требующие дополнительного изучения и проверки – не позднее 15 дней. Если установленный срок разрешения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день. В случае проведения дополнительной проверки срок разрешения обращений продлевается с одновременным уведомлением об этом заявителя, но не более чем на 30 дней.
Особый порядок предусмотрен для разрешения жалоб на действия (бездействие) и решение органа дознания, дознавателя, следователя и т.д., поданных участниками уголовного судопроизводства, а также другими лицами, чьи интересы затрагиваются. В соответствии со ст. 124 УПК РФ срок разрешения таких жалоб 3 суток, может быть продлен до 10 суток с извещением заявителя.
Законом предусмотрена возможность прекращения переписки с заявителем в случае, если повторное обращение не содержит новых доводов, а изложенное ранее – полно, объективно и неоднократно проверялось и ответы даны в порядке, правомочным должностным лицом прокуратуры.
Если гражданин не согласен с полученным ответом органов прокуратуры, он имеет право его обжаловать вышестоящему прокурору либо в суд. Заявитель либо его представитель (дееспособное лицо, имеющее надлежащим образом оформленные полномочия) по письменному заявлению имеет возможность знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, снимать копии с использованием собственных технических средств, если это не затрагивает интересы других лиц, и не содержатся сведения, составляющие государственные и иную охраняемую законом тайну.