Законодательство о защите прав потребителей применяется в правовых отношениях, возникающих между гражданами и организациями (индивидуальными предпринимателями), профессионально осуществляющих деятельность по реализации товаров, работ и услуг на рынке. В связи с этим, Закон о защите прав потребителей не будет применяться в отношении граждан, продающих свое имущество другим лицам не на профессиональной, систематической основе.
При обнаружении товаров ненадлежащего качества потребитель вправе предъявить соответствующие требования в течение срока годности товара или гарантийного срока, в случае отсутствия данных сроков, в течение разумного срока, но не более двух лет.
К таким требованиям относятся:
а) замена на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
б) замена на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
в) соразмерное уменьшения покупной цены;
г) незамедлительное безвозмездное устранение недостатков товара или возмещение расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
д) отказ от исполнения договора купли-продажи и требование возврата уплаченной за товар суммы.
Причем по требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. Кроме того, потребитель вправе потребовать возмещение иных убытков, причиненных действиями продавца в соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса РФ в случае обоснования его вины.
Также законом предусмотрено право обратиться в суд с требованием о признании договора с продавцом (исполнителем) недействительным в случае включения в него условий, ущемляющих права потребителя либо предоставления неполной информации о товаре.
Немаловажным является положение закона о том, что отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований (п. 5 ст. 18 Закона о защите прав потребителей).
Срок для замены товара ненадлежащего качества составляет 7 дней, или 20 дней в случае необходимости дополнительной проверки качества. По остальным перечисленным требованиям срок удовлетворения требований потребителя составляет 10 дней (ст. 21,22 Закона о защите прав потребителей).
За невыполнение соответствующих требований продавцом предусмотрена неустойка (пеня), исчисляемая в размере одного процента от цены товара. При этом срок исчисления данной неустойки начинается на следующий день после истечения сроков, установленных ст. 21,22 Закона о защите прав потребителей.
При удовлетворении судом требований потребителя суд взыскивает с продавца штраф за неисполнение данных требований в добровольном порядке в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей).
Поэтому в случае нарушения прав потребителя целесообразно обратиться к продавцу (исполнителю) с письменной претензией с предъявлением требования (снизить стоимость товара, вернуть денежные средства, возместить убытки и т.д.), в том числе предупредить о возможном обращении в суд. Факт получения продавцом (исполнителем) претензии необходимо зафиксировать письменно. В случае отказа от удовлетворения требований в добровольном порядке, потребитель имеет право обратиться в суд, в том числе потребовать взыскать неустойку (пеню), штраф в размере пятидесяти процентов от заявленной суммы, а также компенсацию морального вреда.
Потребители обладают преимуществами при обращении в суд за защитой своих прав. Так, истцы по искам о защите прав потребителей освобождены от уплаты государственной пошлины (подп. 4 п. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ). Также потребителю предоставлена возможность выбора судебного органа для обращения: он может подать иск по месту своего жительства (пребывания), места адреса ответчика, а также места заключения или исполнения договора.
Необходимо также отметить, что за нарушение, ущемление прав потребителей предусмотрена административная ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (например, ст. 14.2, 14.4, 14.7, 14.8).