С 1 января 2021 года в России действуют Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи, установленные Правительством Российской Федерации от 31.12.2021 г. № 2463 (далее-Правила).
После вступления в силу постановления № 2463 был отменен ряд ранее действовавших нормативных актов - постановления Правительства РФ: от 27.09.2007 № 612 (регулировало продажи товаров дистанционным способом); от 19.01.1998 № 55 (продажа отдельных видов товаров); от 06.06.1998 № 569 (комиссионная торговля); от 27.07.1997 № 918 (продажа товаров по образцам).
Таким образом, постановление № 2463 — унифицированный правовой акт, распространяющийся на все ключевые сферы розничной торговли. При этом, содержащиеся в нем нормы можно разделить на 2 категории — общие для всех сфер розницы и специальные, действующие в отношении определенных сегментов торговой деятельности.
К числу универсальных, межотраслевых норм по новому постановлению № 2463, можно отнести те, что устанавливают ряд новых преференций для потребителя товаров.
Что теперь разрешено потребителю
Прежде всего, он теперь вправе, находясь на территории магазина (за исключением участков, не предназначенных для свободного доступа посетителей), получать любую информацию в любых формах и из любых источников — в том числе посредством фотографирования товара (п. 2 Правил).
Как вариант, покупатель также может фиксировать с помощью фото- и видеоустройств различные нарушения в деятельности торговых предприятий. Аргумент, что использование устройств для фотографирования и записи видео «противоречит правилам магазина» теперь — вне закона.
К числу основных преференций, которые получили продавцы в соответствии с постановлением № 2463, можно отнести:
-Возможность не предоставлять по требованию посетителя: книгу жалоб и предложений; товарно-сопроводительную документацию.
-Право не осуществлять бесплатную погрузку крупногабаритных товаров на автомобиль потребителя, если второй сам решил увезти соответствующий товар (без заказа доставки).
-Право не обменивать технически сложные товары, по которым установлена гарантия длительностью от 1 года.
Перечень соответствующих технически сложных товаров по-прежнему применяется тот, что установлен постановлением Правительства России от 10.11.2011 № 924.
-Возможность не выдавать потребителю товарный чек при отпуске ювелирных изделий из драгоценных металлов или драгоценных камней.
То есть, во всех случаях можно ограничиться только выдачей кассового чека.
-Возможность не предоставлять в период гарантийного ремонта аналогичный товар во временное пользование, если осуществляется ремонт: газового, газоэлектрического бытового оборудования для приготовления пищи; ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов или драгоценных камней.
Вместе с тем, законодатель также установил для продавцов и ряд дополнительных обязанностей.
Новые обязанности для продавцов
В их числе:
-Направление клиенту ответа в отношении любых заявленных претензий (п. 5 Правил).
В Правилах не указано, в какие сроки продавец обязан отвечать на такие претензии. Правомерно говорить об актуальности сроков, определяемых по аналогии в соответствии со ст. 20, 21, 22, 25 и 26.1 Закона «О защите прав потребителей» от 07.01.1992 № 2300-1. Также можно ориентироваться на семидневный срок, предусмотренный ст. 314 ГК РФ.
-Предоставление по просьбе покупателя товарного чека в сопутствие к кассовому, если во втором не отражены индивидуализирующие признаки товаров (название, артикул, модель) в отношении: товаров, относящихся к технически сложным; животных, растений; строительных материалов, изделий; тканей, одежды, изделий из меха, обуви; мебели.
Кроме того, Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи, установленными Правительством Российской Федерации от 31.12.2021 г. № 2463 содержат правила дистанционной торговли, правила разносной торговли, правила торговли с помощью вендинговых аппаратов и др.